Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад № 34 комбинированного вида

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Организация центра двигательной активности в группе  в контексте ФГОС» 

Подготовила:

В.В.Захарчук, воспитатель 1 группы раннего возраста г. Никольское 2016 г.

 

Оформление  центра двигательной активности в группе «Колокольчик»

 

Цель:

Способствовать полноценному и всестороннему  развитию  и воспитанию двигательной активности у детей, которая оказывает огромное влияние на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Разнообразить  двигательную активность детей с помощью дополнительного оборудования, которое является составной частью общей предметно-игровой среды детского сада. 

Задачи:

  • создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
  • подбор необходимых физкультурно-игровых оборудований, учитывая основных видов движений;
  • правильное размещение физкультурно-игрового оборудования в групповых комнатах;
  • развитие физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

 

Требования к центру двигательной активности.

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению. Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей. Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

 

Первая младшая группа

Развитие движений на данном возрастном этапе – одна из главных задач педагога. Малыш уже твердо стоит на ногах, активно познает мир, используя для этого весь, пока еще небольшой, запас движений: ползание, лазанье, перелезание, бросание, катание и др. Его движения еще не координированы, шаги при ходьбе и беге семенящие и шумные, отсутствует согласованность в работе рук и ног, при резких движениях он часто падает.  Но сколько положительных эмоций получает юный исследователь от удовлетворения данной ему природой потребности в движении.

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их.

Первая задача воспитателя – правильно подобрать необходимое физкультурно-игровое оборудование, учитывая необходимость развития основных движений: ходьбы и бега, развивающих равновесие и координацию, подпрыгиваний на месте и спрыгивание с высоты, катании, прокатывании и бросании мяча, ползании, подлезании под дуги, влезании в ящик, на куб, перелезании через бревно, лазанье по лесенке-стремянке и др. В связи с этим в групповой комнате должен быть следующий физкультурного оборудования и мелкого инвентаря.

 

 

Примерный набор физкультурного оборудования для первой младшей группы.                                   

        

  • Для ходьбы, бега и равновесия
  1. Валик  мягкий укороченный. Длина 30см. 2шт.
  2. Доска гладкая и ребристая. Длина 150см, ширина 20см,высота3см. 1шт.
  3. Коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия) 180х40см. 5шт.
  4. Скамейка гимнастическая. Длина 150-200см, ширина35см,высота15см. 1шт.
  5. Шнур длинный. Длина 100-150см. 1шт.
  6. Горка детская. 1шт.

 

  • Для прыжков
  1. Мини-мат. Длина 60см, ширина60см, высота7см. 1шт.
  2. Куб деревянный малый. Ребро 15-30см.5шт.
  3. Обруч плоский (цветной) . Диаметр 40-50см. 5шт.
  4. Палка гимнастическая длинная. Длина 150см, сечение 3см. 2шт.

 

  • Для катания, бросания, ловли
  1. Корзина для метания мячей. 1шт.
  2. Мяч резиновый. Диаметр 10-15см.10шт.
  3. Мяч-шар надувной. Диаметр 40см.2шт.
  4. Обруч малый. Диаметр 54-65см.5шт.
  5. Шарик пластмассовый. Диаметр 4см.10шт.
  6. Игрушки-каталки . 2 комплекта.

 

  • Для ползания и лазанья
  1. Лесенка-стремянка двух пролетная Высота 103см, ширина80-85см.1шт.
  2. Лабиринт (3секции) 1шт.
  3. Ящики для влезания (складирующиеся один в другой) 1 комплект
  4. Дуги (для подлезания и прокатывания мячей), высота и ширина по 50см.2шт.

 

  • Для ОРУ
  1. Мяч массажный. Диаметр 6-8см . 10шт.
  2. Мяч резиновый Дм 10-15см, 20-25см . 10шт
  3. Обруч плоский. Дм 20-25см. 10шт.
  4. Палка гимнастическая короткая, длина 60-80см. 10шт.
  5. Колечко с лентой. Дм 5см. 10шт.
  6. Кольцо резиновое. Дм 5-610шт.
  7. Платочки. 10шт.
  8. Погремушки.10шт.
  9. Гантели пластиковые. Вес 190г. 10шт.

 

Для укрепления мелких групп мышц

Матрешки, бочонки, шары, грибы, башенки.

Мозаики, конструкторы, волчки, игры «Забей колышки», «Застегни пуговицы».

 

Для интеллектуального развития

Карточки с изображением  спортивного инвентаря;

Картотека подвижных игр, упражнений;

Маски для подвижных игр;

Музыкальные диски с детскими играми, ритмика…

 

Размещение физкультурного – игрового оборудования

Постигая азы «азбуки движения», ребенок подобно исследователю, изучает свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону его внимания. Физкультурный снаряд для него – база для изучения  способов его применения. Поведение малыша ситуативно и целиком определяется возникшими обстоятельствами. Так, если в зону внимания попал яркий мяч, ребенок будет играть с ним до тех пор, пока не появится новый объект.

Все пособия должны быть доступны детям, побуждать их делать самим все, что им посильно и интересно.        

С целью увеличения двигательной активности детей любимые игрушки (зайчик, мишка, лисичка) целесообразно расставлять на крупных пособиях (гимнастической лесенке, на ребристой доске, под дугой и т. д.). 

Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить вдоль одной свободной стены.

Педагогам следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться. 

 

Рекомендации к проведению занятий физическими упражнениями с ребёнком дома.

К трем годам малыш становится вполне самостоятельным. Его мозг в этот период интенсивно развивается, расширяется воображение и совершенствуется память. По словесному описанию, ребенок может уже создать образ и воспроизвести его в движении, рисунке либо игре. Двигательная деятельность малыша в этот период значительно усложняется и чтобы гармонично поддерживать это развитие малыш должен выполнять гимнастические упражнения. Лучше всего их делать ежедневно. Но можно и через день.

 

Залог хорошего занятия:

  1. Делайте упражнения вместе с ребенком.
  2. Прием пищи должен быть не менее чем за 1,5 часа до занятия.
  3. Ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении.
  4. Включите веселую музыку.
  5. Проветрите комнату и оденьте ребенка в легкую удобную одежду
  6. Заниматься лучше на коврике для фитнесса.
  7. Продолжительность занятий для детей 3 лет — 15—18 минут, для 4-летних—18—20 минут.
  8. Нагрузку также увеличивайте постепенно, вначале каждое упражнение делать по 4 раза.
  9. Стремитесь каждому упражнению придумать легко запоминающееся название, чтобы ребенок по первому слову уже знал, что ему нужно делать.
  10. Учитывая, что координация движений у дошкольников, особенно у 3—4-летних, еще несовершенна, не требуйте от них абсолютно правильного выполнения упражнений. Важно, чтобы выполнялись основные элементы движений.

Сразу не обязательно делать все описанные ниже упражнения- выберите несколько:

  1. Идем на носочках с вытянутыми вверх руками по кругу (это так ходят жирафы).
  2. Идем на пяточках по кругу, руки на пояс.
  3. Идем поочередно на внешней и внутренней стороне стопы (так ходят медведи).
  4. Ноги вместе, руки на поясе, прыгаем из бока в бок, продвигаясь вперед (мы - кенгуру).
  5. Стоим «на четвереньках» и «обползаем» препятствия (например, из кубиков, расставленных по полу), (мы - ящерицы).
  6. Стоя «на четвереньках» прогибаем спину вверх и вниз (это - дикие коты).
  7. Ноги стоят на полу, руками опускаемся на пол (за спиной), ходим по полу на руках и ногах (это паучки).
  8. Ходим по кругу «вприсядку» (это - гуси).
  9. Сели на пол, стопы соединили перед собой, коленки - в стороны. Стараемся опускать прижимать коленки к полу, можно помогать руками (это бабочка).
  10. В положении «бабочка» ложимся вперед, стараясь, дотянутся руками до мячика на полу (ловим бабочку).
  11. Ложимся на спину и тянем носки то на себя, то от себя (прячем ножки от лягушки, прыгающей рядом).

Помните, главное в упражнениях - желание ребенка делать их. Ободряйте его, шутите и не заставляйте продолжать, если ребенок устал.

Также взрослые должны следить, чтобы малыши выполняли упражнения в соответствии с образцом. Необходимо следить за правильным положением тела ребенка, ведь это очень важно для формирования осанки. Добиваться того, чтобы движения малыша обретали размеренный и ритмичный характер, необходимо их многократными повторениями.

Регулярно занимаясь с ребенком физическими упражнениями, вы сможете полноценно развивать детский растущий организм, стимулируя как мозговую активность, так и общую моторику ребенка. Кроме того, регулярная гимнастика позволит укрепить иммунитет, и не допустить многих заболеваний, которым так подвержен детский неокрепший организм. Позаботьтесь о здоровье своих малышей!

Объявления