Подготовила:
Н.В. Туренко зам.зав. по ВР
г. Никольское
2017 г.
«Особенности организации физкультурнооздоровительной работы в летний период»
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. В. А. Сухомлинский считал, что: «забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей. Пребывание дошкольников на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм, оказывает положительное влияние на их всестороннее развитие. Основная задача взрослых при этом как можно полнее удовлетворить потребность растущего организма в отдыхе, творческой деятельности и движении. Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий развлекательного, познавательного и оздоровительного характера.
Цели оздоровительного периода: В последние десятилетия в работе с дошкольниками делается акцент на здоровьесберегающие технологии. Программа оздоровительной работы в ДОУ- это только направление, в котором должны двигаться педагоги учреждения для получения необходимого результата.
Базовая программа обычно дополняется методическими разработками. Это может быть «Точечный массаж» Уманской А.А., «Мышечная релаксация» Дж. Джекобсона, «Гимнастика для пальцев», «Психо-гимнастика» Чистяковой М.И.
Основными целями оздоровительной работы являются: сохранение, укрепление здоровья детей (эмоционального, физического, психического). При этом в работе обязательно следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС своей основной целью ставит охрану, укрепление физического здоровья и психического благополучия ребенка. Введение стандарта позволяет видеть в перспективе результат работы и стремиться к нему.
Задачи оздоровительного периода: Одна общая цель помогает сориентироваться в направлении оздоровительной работы. Задачи ведут к комплексному решению поставленной цели. Они помогают структурировать работу в разных направлениях:
- Повышение адаптационных возможностей организма с помощью различных форм закаливания.
- Формирование положительного эмоционального настроя.
- Создание условий для самостоятельной двигательной активности малышей.
- Совершенствование физических функций детского организма.
- Развитие культуры движения.
- Формирование потребности в физических упражнениях, гигиеничес-ких процедурах, здоровом образе жизни.
Обязательно оповещать родителей о проведении закаливающих, гигие-нических процедур или иных мероприятий.
Планирование летней оздоровительной работы в ДОУ: Планирование работы с детьми состоит из нескольких основных этапов:
- Полноценное питание и питьевой режим (гигиена и эстетика приема пищи, правильный подбор мебели).
- Закаливающие мероприятия (контрастное обливание ног и рук, ходьба босиком, стопотерапия, утренняя гимнастика, солевые дорожки.
- Профилактические мероприятия (дыхательная гимнастика, сказкотера-пия, гимнастика для глаз, самомассаж).
- Коррекционные мероприятия (фонетическая ритмика, индивидуальные занятия по развитию речи, мелкой моторики, осязания, социальнобыто-вой ориентировки).
- Витаминизация (сок, витамины).
Работа с родителями.
План летней оздоровительной работы в ДОУ не обходится без физкуль-турных, музыкальных, интегрированных занятий, праздников и развлече-ний. В них входят:
- физкультурные занятия с валеологическими беседами;
- утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением;
- индивидуальные игры и упражнения;
- физкультурный досуг;
- корригирующая гимнастика после дневного сна;
- интегрированные занятия на свежем воздухе;
- спортивно-музыкальные праздники.
Формы оздоровительной работы в ДОУ: Физкультурно-оздоровитель-ная работа в ДОУпридерживается таких форм, как:
- занятия-тренировки;
- спортивные соревнования;
- беседы о сохранении здоровья, строении тела;
- физкультминутки;
- викторины;
- двигательные разминки;
- экскурсии;
- праздники, досуги, спартакиады.
Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ по ФГОС может принимать самые разнообразные формы. Необходимо помнить, что летом учебные занятия не проводятся. Поэтому больше внимания следует уде-лять подвижным играм, спортивным развлечениям и целевым прогулкам.
Закаливающие мероприятия: Закаливание состоит из целого комплекса мероприятий. При этом важно учитывать эмоциональное и физическое состояние ребенка. Организация оздоровительной работы в ДОУ начинается с создания условий для проведения лечебно-профилактических мероприятий. Именно летом проводятся основные закаливающие процедуры:
- свето-воздушные ванны;
- обливание ног и рук прохладной водой;
- закаливающая гимнастика после дневного сна;
- ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
- полоскание рта после еды.
Основные принципы закаливания – регулярность и постепенность. Если ребенок ежедневно ходит в детский сад, то за лето он усвоит основные принципы гигиены, узнает о закаливающих процедурах. Главное – положительный эмоциональный настрой, который будет способствовать общему оздоровлению организма.
Коррекционные мероприятия: Коррекционные мероприятия в летний период проводят все специалисты детского сада – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог. Коррекционные игры можно проводить в индивидуальном порядке или включать их в общие занятия:
- Коммуникативные игры.
- Артикуляционная гимнастика.
- Логоритмические упражнения.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры на релаксацию.
- Фонетическая ритмика.
- Ритмопластика.
Важность коррекционных игр состоит в том, что ребенок видит, как выполняют упражнения другие дети. Так малыши быстрее преодолевают стеснение и страх, получают необходимые навыки и умения. Когда ребенок посещает детский сад, то появляется и соревновательный эффект – сделать лучше других.
Профилактические мероприятия: К профилактическим мероприятиям относятся комплексы упражнений. Они предупреждают появление сколиоза, плоскостопия, нарушение зрения. Нетрадиционные методы также используются в целях профилактики заболеваний, укрепления нервной системы и формирования положительного эмоционального фона:
- Гимнастика для глаз.
- Самомассаж.
- Точечный массаж.
- Арт-терапия.
- Музыкотерапия.
- Сказкотерапия.
- Психогимнастика.
В обязательном порядке опирается на возрастные особенности оздоро-вительная работа в ДОУ. Постепенное усложнение – основополагающий фактор для полноценного развития детей.
Работа с родителями: План летней оздоровительной работы в ДОУ включает в себя работу с родителями. Тесное взаимодействие семьи и са-да помогает ускорить процесс приобретения гигиенических привычек. Для внимания родителей представляют информационные стенды, на ко-торых можно найти консультации о здоровом образе жизни, формирова-нии гигиенических навыков. На родительских собраниях или в индивидуальной беседе медсестра рас-скажет о способах закаливания. Поможет советом в организации необхо-димых процедур дома. Хорошо в летний период использовать экологические тропы. Они позво-ляют совершать небольшие экскурсии с детьми и родителями по террито-рии детского дошкольного учреждения.
Особенности летнего периода: В летний период увеличивается время пребывания детей на открытом воздухе. Следует учитывать погодные условия при выходе на прогулку. Утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на улице. При хорошей погоде рисование, аппликация, лепка, ручной труд, музыкаль-ные занятия проходят на открытом воздухе. Ежедневно проводятся зака-ливающие процедуры и коррекционные упражнения. Максимально часто с учетом погодных условий следует проводить игры с песком, водой. Организовать наблюдательную деятельность (за солнцем, ветром, насекомыми, растениями).
Организацию труда и наблюдения должен учитывать план летней оздоро-вительной работы в ДОУ. ФГОС рекомендует создать оптимальные усло-вия для самостоятельной деятельности детей. Поэтому игрушки, инстру-менты должны быть у каждого ребенка. На участке надо разбить клумбы или сделать небольшой огород. Тогда дети смогут сами высаживать цветы, овощи. Наблюдать за их ростом и ухаживать за растениями.
Проектная деятельность: Малоподвижный образ жизни, повышение за- болеваемости детей делают актуальным проект оздоровительной работы в ДОУ. Практическая ориентация проектной деятельности поможет орга-низовать предметную среду и вовлечь в воспитательно-оздоровительный процесс детей, родителей, сотрудников. Практическая часть проекта включает в себя беседы с детьми, наблюдения, театрализацию сказок о ЗОЖ, дидактические игры, чтение рассказов, просмотр мультфильмов и видеофильмов. Они должны подтолкнуть детей к осознанию необходи-мости гигиенических, закаливающих навыков.
Организационные моменты работы: В летний период не стоит допус-кать переутомления детей. Перегрузка сердечно-сосудистой, костно-мы-шечной систем организма может привести к серьезным последствиям. Поэтому обязательно чередовать периоды двигательной активности со спокойными играми, релаксацией.
Утро. Гимнастика на улице, подвижные игры. Гигиенические процедуры после прогулки, завтрак. После еды – полоскание рта. Чтение книг, бесе-ды о здоровье. На прогулке – упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
Упражнения в равновесии чередуются с гимнастикой расслабления, гим-настикой глаз и артикуляционными занятиями. Практикуются игры хоро-воды, хождение босиком по траве, спортивные игры (бадминтон, игры с мячом, боулинг, катание на велосипедах и самокатах).
День. Гигиенические процедуры перед обедом. Обливание ног и рук по локоть прохладной водой. При хорошей погоде окна открыты в течение всего дня. Обязательно практиковать дневной сон без маек. После него – корриги-рующая гимнастика на кроватях. Перед полдником – наблюдение за рас-тениями в группе, разучивание стихов о природе.
Вечер. Во время вечерней прогулки можно на веранде устроить творчес-кую мастерскую: дети по желанию выбирают лепку, рисование, ручной труд. После спокойных занятий устроить соревнования со спортивными атрибутами.
Чередовать их с элементами дыхательной гимнастики. В завершение – прогулка по экологической тропе с родителями.
Рекомендации к тематическому плану работы в летний период: Праздники для детей: «Лесное путешествие», «Бережем природу», «Веселая спартакиада», «День солнца», «Рисуем на песке», «Игры с водой», «Летняя Олимпиада», «Веселый калейдоскоп», «День Нептуна».
Консультации для воспитателей: «План оздоровительной работы в лет-ний период», «Эстетика участка», «Питьевой режим», «Основы закали-вания», «Подвижные игры летом», «Режим дня по СанПиНу», «Органи-зация двигательной активности», «Здоровьесберегающие технологии для детей», «Посильный труд на воздухе».
Консультации для родителей: «Подвижные игры летом на улице», «Игры с песком, водой», «Как играть с ребенком летом?», «Солнечный ожог и тепловой удар», «Закаляемся вместе», «Какие ягоды можно есть?», «Мы на даче с малышом», «Если укусила оса», «Ребенок на дороге», «Безопасность летом», «Как самостоятельно сделать дорожки здоровья?».