Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад № 34 комбинированного вида

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Готовимся к школе: как научить малыша считать осмысленно

Здравствуйте, уважаемые родители! Вы, возможно, не раз задавали себе вопрос о том, как правильно сформировать у своего ребёнка навыки счёта.  Многие родители полагают, что нужно научить малыша счету «один-два-три-четыре-пять», познакомить с образом числа, заучить с ним результаты сложения и вычитания в пределах 10, и этого будет  достаточно для формирования умения считать. В этом как раз и заключается глубокое заблуждение родителей, ведь подобное умение считать носит механический характер и не поможет детям при обучении математике в начальной школе.

 

Так как же формируются счетные умения у детей дошкольного возраста, на чем они основаны, какие методы и приемы можно использовать при обучении?

Формирование счетных умений – процесс длительный и требует развития определенных математических представлений и развития логического мышления.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т.п.)

В этой статье я остановлюсь подробнее на приемах развития тех математических представлений, которые необходимы для формирования счетных умений у дошкольников. Можно выделить два этапа в развитии этих представлений: подготовительный и собственно формирование счета.

Подготовительный период начинается в раннем детстве. Обычно родители учат детей считать до 5 или до 10, знакомят их с цифрами. Это делать совсем необязательно. Гораздо важнее формировать у малышей восприятие цвета, формы, размера и ощущение количества, тем самым подвести к восприятию абстрактного числа. Не нужно заучивать со своим ребенком числа – он их запомнит механически, не понимая сути. Лучше помогите ему освоить элементарные счетные умения в самых обычных, жизненных ситуациях. Можно играть с детьми, предлагая интересные задания, вопросы. Перечислим эти важные умения и приведем примеры заданий:

  1. Умение составлять группу из отдельных предметов по какому-либо условию. Нужно предложить ребенку взять столько же кубиков, как и у взрослого, и построить башенку, или: взять столько же красных шариков, сколько и синих;
  2. Умение выделять один и много предметов. «Возьми конфеты и положи на каждое блюдце по одной. "Дай" каждой кукле по одной книжке».
    3. Умение сравнивать одну группу с другой, путем наложения или составления пар. Для этого малыш действует с предметами: ставит чашки на блюдца, кладет возле каждой тарелочки по одной ложке или вилке, подкладывает салфетки под тарелки, приставляет тапочек к тапочку, накладывает предмет на предмет,.. И таким образом устанавливает соответствие: чего больше, чего меньше, а чего поровну или одинаковое количество. Естественно, ребенок должен уметь оперировать данными понятиями (больше, меньше, поровну, столько же), в этом случае он будет готов к счету, как оперированию числами.
  3. Умение анализировать и выравнивать количество предметов путем добавления недостающего предмету или убирая лишнее. Например, так: один, два, три, четыре, пять - всего пять альбомов. Один, два, три, четыре - всего четыре карандаша. Карандашей меньше, чем альбомов. Альбомов больше, чем карандашей. Чтобы стало поровну, нужно добавить один карандаш или убрать один альбом.
    5. Знание правил математического счета: числа называть по порядку, указывая предметы поочередно, относить последнее число ко всей группе сосчитываемых предметов (один, два, три четыре – всего четыре машинки; один, два, три, четыре, пять – всего пять игрушек).
  4. Знание количественного и порядкового счета. Желательно задавать следующие вопросы: сколько всего кукол? мишка сидит который по счету? Помогите также ребенку осознать, что число используется для обозначения количества, а цифра – это знак для обозначения числа. Умение обозначить количество предметов соответствующей цифрой также важно. Попросите сосчитать, сколько всего треугольников (машинок, самолетов, карточек и т.д.), и подобрать нужную цифру.
  5. Умение соотнести цифру с соответствующим количеством предметов важно на более позднем этапе. «Подбери нужное количество кругов к этой цифре. Сколько кругов нужно взять?»

Ребенок должен уметь воспроизводить числовой ряд в прямом, обратном порядке, от заданного числа до заданного: считай вперед по одному; считай в обратном порядке, до одного; считай от двух до шести; от семи до четырех.

Эти знания и умения являются прочным фундаментом для развития счетных умений на втором этапе.

Очень важно при обучении ребёнка началам счёта показать принцип образования чисел: каждое последующее за числом N - число (N+1) - больше на единицу и любое предыдущее число - (N-1) - меньше на единицу. У ребёнка формируется системное представление о числовом ряде. Он видит каждое число не изолированно, а в тесных связях и отношениях с остальными числами.
Например, взяв тринадцать карандашей и четырнадцать ручек, он устанавливает, что ручек больше, чем карандашей, а карандашей меньше, чем ручек. И делает вывод, что число тринадцать меньше, чем число четырнадцать, а число четырнадцать больше, чем число тринадцать на один.

На принципе образования чисел основан прием присчитывания и отсчитывания по одному. Овладение этим приемом много значит в формировании навыка счета. Ребенок понимает, что для того, чтобы посчитать, сколько будет 5+1, нужно представить числовой ряд и вспомнить число, следующее за 5. Это 6. Или пример на вычитание: 9-2. Снова мысленно представляем числовой ряд. От девяти отсчитываем 1, получаем 8, и еще 1, получаем 7.

Понимание смысла действий сложения и вычитания очень важно при формировании навыка счета. Детям предлагается ситуация: на дереве сидели 3 птички, прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек? Их стало больше или меньше? Количество увеличилось, значит, применяем действие сложение. В задачах на нахождение остатка: на дереве сидели 5 птичек, улетели 2 птички, сколько птичек осталось? – применяется подобное рассуждение: их стало больше или меньше? Количество уменьшилось, значит, применяем действие вычитание. Нужно быть методически грамотным при объяснении решения и задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, поэтому оставьте задачи такого рода для начальной школы.

Далее, чтобы автоматизировать счетные умения в пределах 10 (а именно в этих пределах должен уметь считать дошкольник), необходимо на практических действиях проговаривать состав чисел. Например, попросите ребенка разложить на две группы 7 карандашей. Семь – это 2 и сколько? Как еще можно разложить? Или: ставьте «проблемный» вопрос: у меня 4 тетради, сколько мне надо добавить, чтобы их стало 6? Ребенок отсчитывает от общего количества 2 тетради, значит, чтобы получить 6, нужно к 4 добавить еще 2. Очень интересен прием заселения жителей в домики 2,3,4,5,…10 . В пустые окошки домика, например, номер 3 ребенок поселит 1 и 2, 2 и 1. Сейчас продаются подобные обучающие пособия, они могут служить хорошей наглядной опорой  в обучении.

В старшем дошкольном возрасте у детей формируется способность переносить полученные знания в незнакомую ранее ситуацию, использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Знания ребёнка о числах, умение считать и решать задачи желательно закреплять, использовать и уточнять на занятиях по рисованию, лепке, аппликации, конструированию и даже во время утренней зарядки и физкультуры. Например: "Нарисуй или слепи двух кошек - одну весёлую, а другую грустную. Приклей на закладку семь цветочков. Сделай три больших шага и пять маленьких. Подбрось мячик десять раз". На математических занятиях взрослый может использовать не только реальные предметы, но и предметные картинки, геометрические фигуры, развивающие игры, специальные тетради для формирования математических представлений с обучающими заданиями.

Родителям нужно помнить о психологической комфортности детей, верить в их силы, создавать для них ситуацию успеха. Хвалить их, возвращаться к тем моментам, где было трудно. Помните, что заучивание – не лучший прием в обучении. Развивайте творческие способности детей, их мышление, тогда занятия станут для них эффективными, интересными. Желаю успехов.

Объявления