Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мальчиками и девочками.
Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания.
Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьясбережения.
Мальчики и девочки различаются (по мнению ученых):
- в физическом развитии и социальном поведении;
- в интеллектуальных и визуально-пространственных способностей и уровне достижений;
- в проявлении агрессии.
При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия.
В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, в зависимости от пола. Мальчика и девочку нельзя воспитывать заново. Цели, методы и подходы в воспитания мальчиков и девочек должны быть различны.
Многие ученые (как Кузнецова) полагают, особенности воспитания в настоящее время являются неблагоприятными для процесса полоролевой социализации мальчиков. Один из факторов- феминизации воспитательного процесса: он осуществляется женщинами, причем часто дополняется феминизацией воспитания в семье.
Развитие двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста представляет большой интерес. Ученые пришли к выводу о превосходстве мальчиков в уровне основных движений и физических качеств над девочками и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе воспитания. У мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой т.к. центр тяжести у девочек ниже, они лучше справляются с упражнениями на равновесие.
Наряду с традиционными видами физкультурных занятий необходимо проводить и полоролевые занятия в старшем дошкольном возрасте, разные подходы. Для мальчиков это развитие быстроты, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки и смелости; для девочек развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы. Раздельные физкультурные занятия можно проводить два раза в месяц. Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части, дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия дети делятся на подгруппы в зависимости от пола и каждая группа выполняет свое задание).
На таких занятиях используем следующие методические приемы:
Различие в поборе упражнений;
Различие в дозировке;
Различие во времени;
Различие в подборе оборудования;
Распределение ролей в подвижных играх.
Различие к качеству выполнения упражнений (мальчики четкость, ритмичность; девочки пластичность, грациозность).
Расстановка и уборка снярядов.