Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение


Детский сад № 34 комбинированного вида

Уважаемые родители! Сегодня начиная консультацию, хочется привести слова Свещенного Евангелия “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?”

Сегодня эту тему рассмотрим, как видел ее известный религиозный и общественный деятель. Пастырь-миссионер, педагог, наставник молодежи, необычайно отзывчивый человек протоиерей Сергей Щукин.

В своей работе «О религиозном воспитании детей» он пишет, что ошибка родителей заключается в том, что они рассматривают своего ребенка, как невинное существо, в котором еще нет ни добра, ни зла. Опыт же показывает, что ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и со злыми. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь - следствием первородного греха, повредившего природу человечества. Это значит, что в душе ребенка действуют силы зла, унаследованные не только от ближайших, но и от самых отдаленных предков.

Мы знаем, что каждый ребенок имеет внешнее сходство со своими предками, один похож на отца, другой - на мать, третий - на бабушку или дедушку.

Но наряду с телесной наследственностью. Ребенок воспринимает и нравственные черты предков, причем, как правило, больше дурные, чем хорошие. В этом проявляется один из самых глубоких законов жизни, который состоит в том, что отрицательные свойства более устойчивы, чем положительные, почему они легко передаются из поколения в поколение. Весьма яркий пример этого закона мы наблюдаем в растительном мире: сорные травы более плодовиты и выносливы, чем садовые или огородные овощи. Чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду или в огороде, нужно постоянно бороться с сорняками.

То же самое наблюдается в жизни ребенка; дурные наклонности растут быстро и могут заглушить те зерна добра. Поэтому воспитание ребенка состоит, прежде всего, в борьбе с дурными склонностями; не победив их, мы не можем и думать о привитии ребенку добрых начал. В то же время мы видим, что положительные черты предков нелегко переходят по наследству они так неустойчивы, по сравнению с отрицательными чертами, что без упорного труда, без культивирования души ребенка, воспитание детей обречено на неудачу, подобно тому, как без надлежайшего ухода огород зарастает сорняками. Некоторым может показаться такой взгляд на детей слишком пессимистичным, но жизненный опыт нам постоянно говорит об этом.

Возьмите, для примера, хотя бы детей предоставленных самим себе: как бы они ни были талантливы, все это может оказаться заглушенным и подавленным низшими наклонностями. Всякий, кто наблюдает детей, видит, что у ребенка еще в колыбели проявляются отрицательные черты; то он капризничает, то не делает того, что нужно, то упрямится. Если с этим родители не будут бороться, в ребенке разовьются недостатки. Свойственные взрослым: эгоизм, раздражительность, жадность, упрямство. Очень часто родители сетуют на своих маленьких детей, говоря «откуда у него такое упрямство, капризы, влечение ко всему запрещенному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто же его учит?» 3десь мы должны понять, что учить ребенка злу не надо; оно уже живет в нем. Одна вдумчивая мать, наблюдая своего первенца говорила: “У него явным образом начинают проявляться все отрицательные черты его отца”. Это, конечно, не значит, что у ребенка нет положительных задатков, но прежде всего, дают ростки задатки отрицательные, с которыми и нужно вести борьбу.

К несчастью, многие молодые родители смотрят на эти "плевелы" весьма легкомысленно и объясняют их младенчеством и умственной неразвитостью. "Вот немного подрастет - думают они - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится. .. " Поэтому они оставляют без внимания дурные наклонности ребенка и не пытаются с ними бороться. Напротив, они часто склонны удовлетворять всякий каприз ребенка, чтобы успокоить его, действуя по известной пословице: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Увы, - ребенок подрастает, но дурных наклонностей не теряет; наоборот, они усиливаются. И если родители будут удовлетворять все прихоти ребенка, то он, видя это, будет становиться все более требовательным, не переносящим отказа. Так в семье вырастают капризные, бессердечные, думающие только о себе дети.

И психология, и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо побеждать в начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания, то от повторения оно окрепнет и превратится в привычку; привычку же уничтожить очень трудно, так что она может остаться на всю жизнь. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку "жалеют" его и не наказывают! Потом уже трудно перевоспитывать, и ребенок вырастает бессердечным, своевольным и распущенным.

Вот что писал в свое время приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадский: "Родители и воспитатели, остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобою, рано потеряют святую искреннюю любовь, а по достижении совершенного возраста горячо будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз - зародыш сердечной порчи. .. "

Родители обязаны даже самых маленьких детей воспитывать так, чтобы они "чувствовали" (если они еще не способны "понимать"), что есть дозволенное и недозволенное. Всякая ложная жалость или промедление в этом случае крайне вредны и могут только избаловать ребенка. Поэтому всякие, понятные ребенку запрещения или легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый малый и "неразумный" ребенок скоро поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок невольно будет избегать всего запрещенного. Этим путем в нем будет заложена здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, еще только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что надо подчиняться установленным правилам, а не только своим желаниям и капризам.